Скорочте́ние — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения.
Скорочтение в классическом виде возможно для детей после 12 лет, в тот момент, когда их глазные мышцы сформировались окончательно и уже можно экспериментировать с периферийным зрением. До 12 лет тренируют просто технику чтения.
На занятиях мы работаем не только исключительно над скоростью чтения или техникой. Скорочтение возможно при наличии активно работающих различных видах памяти - зрительной, моторной, при развитом периферийном зрении.
Поэтому занятия по скорочтению ( после 13 лет) и быстрому чтению (7-13 лет) состоят из блока "Развитие памяти и внимания" и дальнейшего блока упражнений, направленных именно на чтение и понимание прочитанного. Занятие длится 90 минут с 5-ти минутным перерывом.
В зависимости от возраста учеников преподавателем меняется сложность и вариативность заданий.
Вот несколько упражнений, которые ученики отрабатывают на занятиях для увеличения скорости чтения.
Метод "Скольжение" активно применяется для формирования навыка быстрого приема и обработки информации. В процессе выполнения упражнения не надо совершать широких горизонтальных движений, нужно двигаться по строке без остановки движения в примерном темпе 1 строка - 1 секунда.
"Шторка" - отличный метод, цель которого в том, чтобы скорость движения руки (а задается в итоге довольно быстрый темп) совпадала со скоростью восприятия текста
Так же популярен и эффективен метод "Три фиксации"..
Еще одно упражнение - надо взять любимую интересную книгу (детям можно давать сказки) и начинать тренировку чтения в различных режимах: вслух, про себя, держа книгу вверх ногами, читая только первые и последние буквы слова, слова наоборот.
Антиципация различными методами: чтение с пропущенными буквами, словами, с перепутанными буквами, что учит убирать всю "воду" и уметь сконцентрироваться на самой сути написанного.
Подавление артикуляции: с использованием ритма, читать про себя и при этом считать до 10 и обратно.
Для улучшения памяти на уроке проходят много довольно известных и эффективных упражнений, например:
Таблицы Шульте, лабиринты, ищут отличия, ученики отрабатывают все виды мнемотехник, тренируют слуховую память, алгоритмы пересказа.
После прохождения всего комплекса из 64 занятий все навыки надолго закрепляются в постоянно действующие способности.